Информационный портал!

Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов

Конституция РСФСР 1918 г. »методическое обеспечение учебного процесса История государства и права России октябрь 1917—1920 гг. Страница: 3 из 8; До принятия Конституции 1918 г. Советское государство издает ряд актов, имевших конституционное значение. Факт принятия Декретов II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с октября 1917 г. Второй этап важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов с принятием на III съезде Советов в январе 1917 г. «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были определены основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Декларация решала основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя, провозгласив Россию Республикой Советов важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов, солдатских и крестьянских депутатов, важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов в которой должна принадлежать целиком исключительно трудящимся массам. Устанавливался федеративный принцип устройства Советского государства как союза свободных наций, однако при этом конкретные формы федерации не были установлены. В Декларации были закреплены и принципы советской внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов. В Декларации провозглашается курс «на установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах». Таким образом, этот документ носил программный характер и в течение какого-то времени мог выполнять функции Конституции. Декларация была как бы краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в январе 1918 г. Практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены на III съезде Советов, который поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров, однако никакой практической работы по его реализации проведено не было в связи с резким обострением международной обстановки и необходимостью установления мира с Германией. Только весной, 30 марта 1918 г. Центральный Комитет РКП б принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Уже 1 апреля была создана конституционная комиссия. В нее вошли пропорционально составу во ВЦИК представители следующих партий: от большевиков Сталин, от фракций левых эсеров Шрейдер, от эсеров-максималистов — Бердников с совещательным голосом. Такой многопартийный состав комиссии, по мнению некоторых исследователей, осложнил ее работу, хотя другие авторы считают, что наличие различных точек зрения имело определенные положительные стороны. В комиссию вошли также представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, военным делам, внутренних дел и ВСНХ. Председателем комиссии стал Свердлов председатель ВЦИКего заместителем Работа над проектом Конституции заняла четыре важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов в условиях столкновения мнений не только на межпартийной основе, но и между большевиками. В ходе оживленной полемики обсуждались следующие вопросы: 1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, рассматривая национально-государственное деление как «буржуазный пережиток». Рейснер, известный государствовед, представитель наркомата юстиции, важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц областей, губерний, уездов и т. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной той или иной национальностью. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. В Основном законе говорится, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. Левые эсеры предлагали ликвидировать звенья этой системы в мелких деревнях и селах и заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные советы предполагалось лишить их политических функций и преобразовать в муниципальные органы. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК. Оппозиция настаивала на ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК и слиянии СНК с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. В итоге и ВЦИК, и СНК сохранились. Конституция упоминает также о Президиуме ВЦИК, но правовое важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов положение не характеризуется. Радикалы эсеры-максималисты настаивали на тотальной социализации собственности, максимальном внедрении трудовой повинности и т. Все предложения оппозиции были отвергнуты в июне 1918 г. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, он был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан. Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Советской власти организация Советской власти в центре и на местах ; IV. Активное и пассивное избирательное право; О гербе и флаге РСФСР. Конституция закрепила политическую основу новой государственности: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских советах! » Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков. Государственное устройство носило федеративный характер, важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов федерации были национальные республики. Вопросы федеративного устройства нашли отражение в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и в других частях Основного закона. Статья 11 Конституции закрепила положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Раздел III «Конструкция Советской власти» посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. В основу построения важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов деятельности госаппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет ВЦИК. ВЦИК формировал для общего управления страной Совет Народных Комиссаров — Правительство РСФСР, состоявших из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов органы наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой — стремлением создать госаппарат, соединяющий законодательные исполнительные функции. Это, по мнению авторов документа, помогало избежать отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, которые формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. На местные возлагалось «проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти». Компетенция центральных органов власти выглядела следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменение в Конституцию, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней и внутренней политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил и т. Законодательную власть в РСФСР осуществляли три высших органа: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК и СНК. Нижестоящие Советы подчинялись вышестоящим по вертикали и должны были проводить в жизнь их решения; в пределах своей территории местные советы имели широкие полномочия по реализации своей компетенции. Конституция провозглашала свою, классовую, пролетарскую демократию — демократию только для трудящихся, которым предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранным в органы советской власти, свобода слова, собраний, митингов, союзов. Основной закон признавал «равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности» и объявлял противоречащим основным законам страны «допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия». Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчинами, хотя особой статьи об этом в тексте и нет. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, хотя и сама норма, и негибкая политика власти сразу же привели к конфликту между церковью и государством. Конституция записала лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены, поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т. Основной закон называет важнейшие обязанности граждан: всеобщая обязанность трудиться, воинская обязанность. Избирательная система отражала сложившуюся важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов ситуацию в стране. Часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; представители важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов служащие жандармерии, полиции и важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов отделения. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами, что давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране: пятикратное преимущество должно было обеспечить большинство в органах власти. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов во все звенья Советов, кроме городских и сельских. Делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым происходил «отсев» чуждых элементов, тем более, что был закреплен порядок открытого голосования. Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи: уничтожение эксплуатации человека человеком, подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма. Она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, провозгласив новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем Конституция закрепила сложившуюся систему власти и управления, в основе которой была положена новая идеология. В период становления советской власти законодательство в полной мере отражало особенности этого этапа. С его помощью решались такие принципиально важные задачи советского государства, как 1 формирование системы представительных органов — советов всех уровней, 2 проведение первых шагов по реформированию экономической и социально-культурной сфер общества, 3 привлечение на сторону советской власти широких слоев общества и прежде всего крестьянства, 4 частичная отмена нормативно-правовых актов, принятых до Октябрьского переворота, 5 ограничение права помещиков, буржуазии участвовать в работе государственных органов и служить в армии. История формирования советской теории права и юридической науки в целом — это история борьбы против государственности и права в их некоммунистическом смысле и значении, против «юридического мировоззрения» как сугубо буржуазного мировоззрения. Политическая и нормативные системы нового общества складывались в трудных условиях послереволюционного времени, в обстановке гражданской войны и послевоенной разрухи. В соответствии с известными марксистскими важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов в теории и на практике господствовали представления о том, важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов после социалистической революции не может быть никакой другой государственности, кроме диктатуры пролетариата с присущими ей принципами, нормами, институтами. Хотя уже с первых лет интенсивно развивалось советское законодательство, не было четких и последовательных представлений о месте и роли права при социализме. Право с его лишь формальным равенством во многом воспринималось как нечто по сути своей буржуазное, не социалистическое. Такой государственно-правовой нигилизм подкреплялся и распространялся на почве ненависти масс к праву, отсутствия глубоких традиций демократически организованной государственной и правовой жизни, невысокого уровня политического и правового сознания и культуры народа. Все это отрицательно влияло на содержание, формы, методы и темпы советского государственно-правового строительства. Юриста Ленина буржуазное право не устраивало не только потому, что оно буржуазное, но важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов потому, что оно право. Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов, в начале 20-х, Владимир Ильич будет объяснять соратникам, что право необходимо, что законность не может быть калужской или казанской, а должна быть единая всероссийская, но все это будет потом, когда главный вопрос — удастся ли большевикам удержать власть — решится. Пока же вопрос решается, право не просто не важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов, оно вредно. Диктатура есть никаким законом не ограниченное насилие. Что же представляла собой с точки зрения права складывающаяся в ходе пролетарской революции нормативная ситуация? Каково было соотношение между старым правом и новыми декретами? В декретах иных нормативно-правовых актах достаточно четко проявился курс большевиков на реформирование всех сфер общества и построение социализма сообразно положениям и принципам Программы этой партии. В частности, была ликвидирована частная собственность на землю, установлен восьмичасовой рабочий день, национализированы банки, провозглашен принцип равноправия мужчин и женщин, отделена от государства церковь. Нормативно-правовые акты ВЦИК и СНК устанавливали преимущественно общие принципы правового регулирования. Детальная же регламентация общественных отношений осуществлялась местными советами их органами и самим народом в процессе реализации законодательных принципов в конкретных отношениях. Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов, II съезд Советов, провозгласив полноту власти советов, не определил их компетенцию, структуру, порядок взаимодействия с центральными органами, срок полномочий и порядок избрания. Постановление «О рабочей милиции» предписывало всем советам учреждать рабочую милицию, но не определяло ее задачи, порядок деятельности, структуру. Регулирование общественных отношений в общем виде, без установления конкретных норм большевики оправдывали желанием дать общедоступное понимание сути советской власти, ее намерений проводить политику в защиту рабочих и всех трудящихся. Мол, общие принципы права самый неграмотный мужик может понять гораздо быстрее нежели нормативно-правовой акт, содержащий детальное регулирование общественных отношений. Однако действительные причины коренились в ином: пришедшие к власти большевики, как и прежнее Временное правительство, не имели четких представлений о том, какой должна быть система права на уровне конкретных институтов и норм права в этот переходный период. Принимая в спешном порядке нормативно-правовые акты, ВЦИК и СНК не имели возможности детально прорабатывать соответствующие вопросы и принимать конкретные правовые установления. Необходимость как можно быстрее ликвидировать правовой вакуум и оперативно решить многочисленные вопросы, которые ставило время, заставила сделать круг законодательных органов достаточно широким. Для данного периода характерна множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Эсеровская фракция во ВЦИКе пыталась в конце 1917 г. Всероссийский съезд Советов выполнял свои функции номинально, при сохранении множественности законодательных органов главенствующая роль реально принадлежала ВЦИКу. Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе Наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссаров иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, эти акты на практике выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы, которые на общих собраниях и сходах принимали правовые нормы временного характера. Подобным образом вырабатывались для судов различные наказы, которые представляли собой небольшие уголовные кодексы местного значения, содержавшие также уголовно-процессуальные нормы. Создаваемые этими коллективами акты регулировали также широкий круг вопросов, касающихся трудовых отношений, чаще всего — о дисциплине труда, но иногда решали и вопросы зарплаты и пр. Следует отметить, что нередко трудовые коллективы принимали решения об увольнениях за прогул, что в условиях безработицы было серьезным наказанием. Значительная часть пробелов советского законодательства преодолевалась с помощью законодательства, принятого до Октябрьского переворота. В советской юридической литературе, как правило, отрицается факт действия дореволюционного законодательства в советский период. Еще в 20-е годы Стучка выдвинул тезис о том, что после пролетарской революции все законы свергнутых правительств считались отмененными. Этот тезис обосновывался ст. Однако в действительности этот запрет относился только к законодательству о деятельности судебных органов по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Но и здесь были свои исключения. Нет какого-либо одного акта, которым бы упразднялась вся система нормативных актов царской России. Работа по установлению дореволюционных актов, утративших значение, а также продолжающих действовать в условиях Советского государства, проводилась до конца 1918 г. Декретами СНК были признаны утратившими силу и «все доныне действующие изданные декреты и постановления об организации архивного дела в России», «законодательство о денежном содержании лиц, оставленных за штатом». Проводилась частичная отмена изменение дореволюционного законодательства. СНК принял более двадцати нормативно-правовых актов, вносящих коррективы в дореволюционное законодательство. Несмотря на разруху и дефицит бумаги, Советское государство сочло необходимым организовать постоянную информацию населения о принимаемых нормативно-правовых актах. Буквально на четвертый день после Октябрьского переворота оно специальным декретом предусмотрело издание «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» для официального опубликования актов съездов советов, ВЦИК, СНК и наркоматов РСФСР. Одновременно такой же статус придавался и «Собранию узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», издаваемому отделом законодательных предложений при СНК. Начиная с марта 1918 г. Свои органы официального опубликования имели и республиканские, губернские, уездные советы. Конечно, тираж изданий был невелик. И все же важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов такой развитой системе источников опубликования нормативно-правовых актов, население самых отдаленных и глухих районов России имело возможность узнавать и применять акты Советского государства. В период становления основ советского законодательства нормативно-правовые акты, принимаемые чаще всего по узким, специальным вопросам, были достаточно краткими и порой не превышали 10-15 строк. ВЦИК и СНК не проводили работ по систематизации принятия актов, а также по подготовке кодексов. При одновременном действии советского и части норм дореволюционного законодательства, активной правотворческой деятельности местных советов система советского права была противоречивой и далеко не завершенной. По многим вопросам ни правоприменительные органы, ни тем более граждане не имели четких представлений о том, какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае. Все это не способствовало укреплению так называемого революционного правопорядка, за который ратовали большевики. Наоборот, граждане оказывались незащищенными от произвола советской власти, способной в критические моменты руководствоваться исключительно «революционной целесообразностью». Советское право возникло как общероссийское право. Акты второго Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере. Однако скоро советская правовая система усложнилась. Образование Украинской ССР привело к созданию права этой республики. УССР признало на своей территории действие общероссийского права, но в то же время принимала и свои правовые акты. Последние создавались двояким путем: или за счет рецепции российских норм, или за счет собственного законотворчества. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. Автономия — часть Российской Советской Республики, поэтому ее право действовало на их территории в полной мере. Вместе с тем, автономия означала возможность иметь и свое специфическое законодательство. Республики создавали его, опираясь на опыт РСФСР. Порой они развивали общероссийские законы, приспосабливая их к местным особенностям. Нормотворчество местных советов выступало в принципе как подзаконное, однако, иногда местные советы выходили за пределы проблем, по своей природе являющихся местными, вторгаясь в сферы общегосударственные. Кое-где советы издавали акты уголовно-правового и процессуального характера, чуть ли не целые местные кодексы. Причины такого положения в следующем: во-первых, советы как органы полновластные должны были обладать широкими полномочиями; во-вторых, первоначально компетенция центра и мест не была разграничена, это сделала по-настоящему Конституция 1918 г. Наконец, местные государственные деятели были просто не всегда достаточно грамотны и не знали, в какой мере важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов употреблять данную им власть. Форма законодательных актов была разной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Надо сказать, что четкое разграничение между ними провести достаточно сложно. Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов распространенной была форма декрета декретами зачастую называют вообще все акты советского государства того времени. Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В теории права, как известно, различают несколько видов систематизации: инкорпорация предполагает объединение в одном сборнике нормативных актов без всякого изменения их текста; более распространенной формой систематизации является консолидация, в ходе которой не возникает единого нормативного акта типа кодекса, но тексты актов редактируются с учетом последующего законодательства. При консолидации разрозненные акты могут быть объединены в один, но никаких изменений по существу в важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов не вносится. Результатом же кодификации является создание нового нормативного акта — Кодекса. Накопление нормативного материала делало пользование им все более затруднительным, что обусловило необходимость систематизации законодательства. Важнейшие правовые акты 2 всероссийского съезда советов в 1919 г. » Еще в декабре 1917 г. Задачу эту отдел не выполнил, поскольку левые эсеры, работавшие в нем, вместо кодификации советского законодательства пытались протащить старые царские законы. Уход левых эсеров из Наркомюста весной 1918 г.


Коментарии:

    Советское государство и право в период Н эпа 1921 — 1929 гг.





© 2003-2016 cleartower.ru